Тай Цзи Цуань

Тайцзи-цюа́нь (太極拳 или 太极拳) — буквально: «кулак Великого Предела». Китайское внутреннее боевое искусство. Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзи-цюань — это боевое искусство.

История возникновения тайцзи-цюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению множеству интерпретаций.

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзи-цюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.

Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзи-цюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, что подтверждается большинством независимых современных научных исследований в этой области.

Согласно современным исследованиям первые упоминания о боевых техниках, подобных Тайцзи-цюань связываются с даосом Сюй Сюаньпином (618—907 гг. н. э., династия Тан), приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм («Хлыст», «Играть на пипе» и т. д.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Называли эти техники по разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по тайцзи-цюань» Чжан Саньфэн (960—1279 гг. н. э., династия Сун). Существует множество историй и легенд о том, как Чжан Саньфэн создал тайцзи-цюань. По легенде, патриарх родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день по всему миру отмечают как день рождения тайцзи-цюань) и прожил, по преданию, более 200 лет.

Стиль Чэнь

По версии китайского правительства и семьи Чэнь основателем Тайцзи-цюань является Чэнь Вантин. Он был воином императорской гвардии, но вскоре после прихода к власти маньчжурской династии Цин в 1644 г. ушёл из армии. Будучи великолепным мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии. За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528—1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 позиций Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзи-цюань. Он представил новый стиль как момент соположения внешнего и внутреннего — боевых приёмов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину реальности ушу. Для этого достаточно было и нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзи-цюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Вантина сохраняются лишь первый комплекс тайцзи-цюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.

 

Стиль Ян

Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:

Долгое время тайцзи-цюань не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872) — воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли в дом, но не учеником, а в качестве слуги. Ян тайно наблюдал за занятиями и через три года рискнул показать то, чему научился украдкой. Чэни были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошёл к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его (а за подглядывание за занятиями тогда полагалась смерть), они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.

После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобретает всё более возрастающее оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни».

 

Версия стиля Ян:

Семья Чэнь издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзи-цюань. Чэнь Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзи-цюань и стал практиковать и передавать тайцзи-цюань, за что был отлучён от рода Чэнь, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.

Именно у него, Чэнь Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзи-цюань человек, не принадлежащий к роду Чэнь — Ян Лучань. Благодаря трём поколениям его семьи, семьи Ян, тайцзи-цюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.

Впоследствии Ян Лучань был приглашён в столицу и начал преподавать своё искусство в императорских казармах, а в последующем — во дворце принца. Естественно ему пришлось сдавать «экзамен» на личное мастерство, в результате которого, после многочисленных побед над ведущими мастерами Пекина, он получил прозвище Ян Уди — «Ян непобедимый». У Ян Лучаня было три сына, младший из которых умер в детстве и к традиции не был причастен, двое других — Ян Баньхоу(1837—1892) и Ян Цзяньхоу (1839—1917) были известны в Поднебесной, как непревзойденные мастера.

Общие требования:

1. Сердце в покое, воля сосредоточена, дыхание естественное. Во время занятий мысли спокойные, сконцентрированные, разум руководит телом, дыхание ровное, непринужденное.
2. Золотая середина, безмятежность, мягкость и плавность. Тело сохраняет покой, естественность и беспристрастность,
3. Движения дугообразные, плавные и завершенные. Всем им присуща непрерывность, непринужденность и гибкость.
4. Слитность, координация, четкое разграничение пустого и полного. Все движения неразрывно связаны друг с другом, переходы мягкие и плавные, вместе с тем проведена четкая грань между пустым и полным; поясница как направляющая ось и передающее звено, переходы вверх и вниз следуют друг за другом, центр тяжести стабилен.
5. Легкость, живость, хладнокровие, твердость и мягкость дополняют друг друга. В каждом движении присутствует сдержанность, легкость и в то же время живость и энергичность, тело не расслабленное, но и не закостенелое, за внешней мягкостью таится внутренняя твердость; приложение силы полное, но без напряжения, эластичность во всем.

 

Боевой дух каждого из нас достигается путём каждодневной учёбы, физических тренировок, воспитания выносливости, храбрости, инициативности, поддержания высокой дисциплины и сплочённости.

Обрести гармонию души и тела - значит быть в гармонии с самим собой 

Поиск.Ru - легко запомнить, легко искать
на сайте